История бани: русские, саудовские банные традиции

Устройство русской бани – триумф березового веника и не только

Испокон веков в русском быту и русской традиции баня всегда была местом сакральным и магическим. Там человек приходил в этот мир, и очень часто уходил из него, там пытались определить свою судьбу, там обитал один из самых злых и коварных домовых духов, наконец там проводили еженедельный обряд, в просторечии, называемый банным днем. Русская баня — символ русского духа и быта, в нашем сегодняшнем рассказе.

Предания старины глубокой

Когда появились бани на Руси, точно не скажет никто. Еще в дохристианскую эпоху они были сформированным и самостоятельным продуктом со своей культурой и даже традициями. Упоминания о них можно встретить во времена покорения Царьграда киевской дружиной во главе с князем Олегом из рода Рюриковичей. Уже тогда русская парная, в корне отличалась от византийских родственниц, на которых, в свою очередь огромное влияние оказывали римские термы.

Справедливости ради нужно сказать что банные традиции Римской империи были классическим эталонным продуктом, использовавшим для своего обустройства самые передовые технологические достижения того времени. Даже после падения западной Римской империи под ударами варваров, восточная ее часть продолжала исповедовать и использовать имевшиеся наработки в области гигиены и организации банного досуга.

Но даже такие достижения, такой шик и блеск, который был присущ римским баням, никак не впечатлил наших предков, которые даже в Византии закрепляли за собой право исповедовать исключительно славянский банный обряд. Упоминания о нашей бане есть в классическом письменном памятнике — «Повести временных лет», изречения о русской бане приписываются самому Андрею Первозванному. Европейские гости наших краев, еще со времен Петра и Екатерины также оставили свои свидетельства о нашей бане. Продукте колоритном, самобытном и незабываемом.

Больше банек — хороших и разных

Изначально, на раннем этапе, был заложен принцип отопления банного помещения по-черному. В чем он заключался:

  • Банное помещение было как можно компактнее и состояло, как правило, из одного внутреннего объема — парной;
  • Банный сруб очень часто заглублялся в землю, для повышения уровня теплоизоляции стен, что было крайне актуально в суровых условиях Русского Севера;
  • Посредине внутреннего помещения находился каменный очаг, в качестве топлива использовалась древесина. Дым свободно исходил из топки в помещение и омывая стены и потолок уходил в атмосферу через отверстия в стенах и крыше. Часть дыма уходила через приоткрытую дверь;
  • Вход в баню, а точнее дверной проем выполнялся с очень высоким порогом, что препятствовало поступлению холодного воздуха с улицы ввиду отсутствия промежуточного помещения — предбанника;
  • Отсутствие предбанника заставляло так же сооружать навес над входом в баню для хранения определенного запаса дров и одежды;
  • Атмосфера и поверхности внутреннего помещения были насыщены фитонцидами, особенно при сжигании березовых дров с берестой;
  • Система дымоудаления, а точнее ее отсутствие заставляли делать паузу между протопкой очага и началом процедур для истечения угарного газа — неизбежного спутника горения топлива, особенно в условиях недостатка кислорода;
  • Черная баня предусматривала предварительную очистку и ополаскивание полка от сажи и иных продуктов горения, и «пускание первого пара» высокой интенсивности, для гарантированного дымоудаления и окончательной дегазации. Как там у Высоцкого: «угорю и меня угорелого…» не нужно угорать. Нужно хорошо подготавливать черную баню к парке.


Образцов таких примитивных бань в этнографических музеях сохранилось немало, особенно интересный экземпляр бережно сохраняется в Кижах. Кроме этого в северной глубинке такие бани эксплуатируются до сих пор и не без успеха. Причины банальны — крайняя простота сооружения, высокая энергоэффективность и топливная экономичность. Более того на волне повышения интереса к национальным традициям отмечается реинкарнация русской бани по черному даже в условиях современного мира и достижений прогресса. Здесь основным фактором выступает особая целебная атмосфера такой парилки, по утверждениям знатоков недостижимая другими способами истопки.

Белая баня — стабильность, означает качество

Своеобразный антагонист черной бани — баня, отапливаемая по белому. Как правило, сооружение более капитальное и куда более просторное. Есть предбанник, истопное отделение, да и сама печь, в некотором роде — произведение искусства. Печь каменка, в зависимости от типа печи и материала, из которого она изготовлена, выполняется глухой или наоборот проточной. Посещение такой бани стало своеобразным ритуалом. Наличие теплого и сухого предбанника просто обязывает к проведению целого ряда сопутствующих процедур. От массажа и обертывания медом до распития чая и целебных настоев.

Баня постепенно превратилась в своеобразный клуб и место проведения досуга. Более того, грамотно оборудованная с качественным паром, дровяным духом и уютной атмосферой стала классическим коммерческим продуктом — источником получения дохода. Апогеем коммерческого направления в среде, стали легендарные московские Сандуновские бани, название которых давно стало именем нарицательным.

Дерево, как основа русской банной традиции

Русская банька не представляется просто без деревянного сруба, липового ушата, дубовых дров, ольховых лавок и березового веника. Дерево дает жизнь и является непременным атрибутом ее успешного функционирования.

Устройство русской бани просто немыслимо без древесины. А у древесины есть такой важный показатель как теплопроводность. Рассмотрим его на сравнении различных видов:

Вид товарной древесиныПоказатель теплопроводности
Дуб200-400
Береза150
Кедр сибирский95
Ель европейская110
Лиственница сибирская130
Клен остролистный195
Пихта150
Липа150
Сосна обыкновенная150-400
Тополь170
Пробковое дерево45

Внимание! Указанные параметры по расчету коэффициента теплопроводности справедливы при температуре наружного воздуха −30 градусов С, внутри помещения +40 градусов С. Для дуба и сосны первое значение это распиловка товарной древесины поперек волокон, второе — вдоль.

Таким образом, кедр и ель в условиях севера обеспечивали приемлемые параметры по сохранности тепла в таком помещении, что полностью оправдывает их использование и в старину, и в современных условиях.

Стоит также посмотреть на свойства остальных видов древесины, которые традиционно использовались при возведении русской бани:

  • Дуб — прочный, долговечный материал с неповторимым пряным ароматом и красивой текстурой, которая со временем приобретает благородный оттенок. Товарный лес дуба дорогой, заготовки тяжеловесные, к тому же весьма непросты в обработке;
  • Лиственница — по своим физическим качествам и долговечности близка к дубу, но несколько дешевле его. Обладает насыщенным и оригинальным цветом древесины, который сохраняется в течении не одного года. Насыщена смолистыми включениями, имеющими ярко выраженный фитонцидный характер;
  • Кедр — продолжает линейку благородных хвойников, наряду с лиственницей. Вагонка из кедра недешевое удовольствие, но имеет очень красивую, и в чем то даже живописную фактуру. Устойчив к вредителям-точильщикам и грибкам. Присущ малый коэффициент теплового линейного расширения. Богат смолами, которые, однако легко возгоняются и деактивируются в условиях высоких температур и влажности;
  • Золотой серединой в отделке строения русской парной, по соотношению цены и качества выступает липа. Она легко и прогнозируемо обрабатывается, в достаточной мере долговечна, имеет мягкое, ненавязчивое окрашивание массива древесины. Ароматна, причем аромат целебен для людей с проблемами дыхательных путей. Массив древесины липы не склонен к растрескиванию;
  • Ольха — королева парной. Применение ее древесины гарантирует комфортное нахождение на полках, ввиду исключения ожогов кожного покрова. Аромат ольхи долговечен, за счет ферментации смол со временем становится еще более приятным. Как говорят старые банщики «красная ольха вызревает»;
  • Береза в парной исключительно хороша только в виде веников. Обладая плотной и однородной структурой, ее древесина недолговечна в условиях высокой влажности. Если же баня исключительно суховоздушная, по типу ирландской, то как вариант неплохо. Но в контексте нашей темы, все таки не актуально;
  • Осина, сосна и ель самые доступные варианты для внутренней отделки. Однако осину следует использовать только в сухих частях бани, например в предбаннике и к тому же хорошенько защищать, а хвойники плохо переносят прямой контакт с влагой и обильно выделяют смолу, которая насыщена тяжелыми, мало летучими компонентами.

Словечко от Бывалого! Необходимо сказать, что указанные породы древесины и не только, можно использовать, соизмеримо их свойствам. И для изготовления банной утвари и предметов банного обихода и прочего. В общем, плохих или бесполезных деревьев баня на Руси не знает.

Совершенно секретно

Первыми целебные свойства которые оказывает баня на человеческий организм подметили волхвы — наиболее продвинутая и образованная часть тогдашнего дохристианского общества. Именно они начали практиковать применение двух ключевых природных элементов огня и воды и дополнительных — лекарственных трав, в своей врачебной практике.

Более того, есть основания считать, что уже в то время было известно такое понятие как физиологические часы — определенный цикл протекания, активизации или наоборот затухания основных физиологических процессов. К сожалению, львиная доля тогдашних знаний безвозвратно утеряна, вместе с уходом с исторической сцены языческой религии и ее носителей. Основой языческого мира было максимальное единение с природой.

Поэтому и баня в русском стиле выполнялась с максимальным использованием даров природы. Место выбиралось рядом с источником воды, бревна давал лес, камень для каменки обрыв на берегу реки, даже щели между бревнами лежаками закладывались смесью вымоченного лесного мха с живицей — смолой хвойных пород деревьев.

Традиции предусматривают широкое использование и лечебных трав и кореньев. О наиболее распространенных следует упомянуть отдельно:

  • Мята — заслуженное и почитаемое всеми банщиками пряное растение с отличным мягким ароматом и прекрасными свойствами. Успокаивает нервную систему и стимулирует деятельность мозга. В языческую эпоху мятным ароматом в бане наслаждались охотники на крупного зверя, в первую очередь на медведя. Современные ученые связывают этот факт с некоторым угнетением деятельности центральной нервной системы человека, в результате чего все действия охотничьей ватаги отличались обстоятельностью и рассудительностью. Излишняя нервозность и суета в таком деле плохие помощники;
  • Зверобой — при добавлении отвара этой травы на раскаленные камни печки-каменки создавался очень хороший травяной фон. Сам по себе зверобой не обладает доминирующим, ярко выраженным ароматом, однако обилие эфирных масел делают его незаменимым ингалятором при лечении верхних дыхательных путей, да и просто в качестве профилактики таких заболеваний;
  • Ромашка — в отличии от мяты применялась в качестве расслабляющего и общеукрепляющего средства. Именно отвар ромашки был первейшим средством в бане для скорохода или путника, перед тем как уходили они в дальнюю дорогу. Обилие микроэлементов и стимуляторов мышечных волокон в водной вытяжке этой травы помогали лучше и более функционально переносить однообразные физические нагрузки, связанные в первую очередь с показателями выносливости. Знатоки волжского быта утверждают, что самые выносливые ватаги бурлаков были из Нижнего Новгорода. Дескать тамошние артельщики знали многовековой рецепт травяного банного настоя, в состав которого входили девясил, ромашка, душица. Полный рецепт утерян, однако энтузиасты пытаются его восстановить. Ведь баня принятая с таким снадобьем, гарантировала качественную работу среднего по кондициям бурлака в течении 12-14 дней. Ровным счетом до следующей бани;
  • Хрен — ковш настоя корня вылитый на каменку, выгонял из организма любую, самую застарелую простуду. Заглушал он и не без успеха и ревматоидные боли. Правда принцип применения был несколько иной. В настое предварительно вымачивался березовый веник.

Главный инструмент банного промысла


Народная мудрость гласит: «Баня без веника, что коромысло без ведра». Ну как же? Верно. Вроде все есть, только толку нет. Пойти в баню и не получить свою долю своеобразного обжигающего массажа сродни преступлению. Секреты русской бани, так будоражившие умы европейцев неотделимы от веника, вроде бы простого, до безобразия инструмента, но зато какого эффективного. Русская банька всегда покоилась на трех разнообразных вениках как на трех китах.

  • Дубовый веник — хорош для жирной толстой кожи. Он отлично очищает ее, снимает воспаления, раскрывает поры;
  • Березовый — незаменим при мышечных воспалениях, миозитах, ревматоидных состояниях;
  • Можжевеловый — обладает, пожалуй самым выраженными антибактерицидными свойствами. Приходится кстати при различных простудных заболеваниях.
Читайте также:  Правила эксплуатации купели в бане

Русская баня это не только парная, но еще и послебанный моцион, как правило, в предбаннике.

Чай, квас, пиво и излишества нехорошие

Как хорошо известно, в парной происходит активная потеря влаги человеческим организмом, а, поскольку сам человеческий организм состоит на 80% из воды, то потери необходимо восстановить.

Самый правильный вариант — травяной чай. Именно травяной поскольку индийские, цейлонские и прочие заморские чаи, в компании с отечественным чаем — краснодарским провоцирует активацию ритма сердечных сокращений, что в расслабляющей обстановке прохладного предбанника ни к чему. К тому же сердце и так активно поработало в условиях высоких температур. Прекрасен липовый чай, чай с травой душицы, чабреца.

Хорошо утоляет жажду классический деревенский хлебный квас. Когда на Руси появились бани, примерно тогда же и появился этот замечательный напиток. Хлебный квас насыщен микроэлементами, витаминами группы В, ферментами, которыми, в свою очередь, богат один из его основных компонентов — зерновой солод.

Пиво. Ну что такое русская баня без этого хмельного душистого, пенистого напитка. При умеренном потреблении пиво может принести определенную пользу или, по крайней мере, не нанести сокрушительный удар по здоровью. Вред приносит чрезмерное употребление. Понятно, что у каждого своя норма, но практичные и педантичные немцы подсчитали, что литровая пивная кружка это потолочная норма, для человека средней комплекции.

Вся правда о русской бане не может вместиться в объем одной статьи это огромная, интересная, самобытная и, практически неисчерпаемая тема. Много интересных фактов осталось за рамками этого по сути своей, обзорного материала.

Все рассказать невозможно. Но мы очень будем стараться.

Русская баня

Традиции русской бани имеют многовековую историю. Первые упоминания о ней встречаются в рукописных исторических документах датируемых первой половиной X века, однако в устном народном творчестве баня упоминалась еще в те далекие времена, когда письменности на Руси просто не существовало. Правда, тогда русскую баню было принято называть другими словами: мовь, мовня, влазня или мыльня. Само слово баня встречается в письменных источниках начиная с XI века.

Для наших предков баня являлась не просто способом поддержания личной гигиены и укрепления здоровья, древние славяне верили, что она способствует очищению не только тела, но и души. Банные процедуры использовали для избавления от сглаза, порчи, наговора и других напастей. Впрочем, в наши дни такая практика тоже не совсем забыта, проверенные веками способы восстановления душевного здоровья при помощи русской бани используются до сих пор.

Как все начиналось: история русской бани

Русская баня является одной из самых древних, некоторые историки считают, что ее появление почти совпадает по времени с самим возникновением славян как этнической общности. Издревле считалось, что баня объединяет в себе четыре главные природные стихии: воду, огонь, воздух и землю. По представлениям древних славян, посещая баню, человек вбирает в себя мощь этих стихий и становится сильнее как телом, так и духом. Наши далекие предки свято верили в очистительную и целебную силу бань, париться в бане было принято перед принятием важных решений и после дальней дороги. Со временем предложение посетить истопленную баньку стало отличительным признаком русского гостеприимства.

Русская баня пользовалась большой популярностью среди всех социальных слоев: в баньке парилась как аристократия, так и простой народ. Построить баню мог любой, кто имел для этого достаточно земли. В середине XVII века вышел указ, позволяющий строить бани только на удалении от жилых домов; скорее всего причиной данного правила послужили соображения противопожарной безопасности. Постепенно наряду с частными банями стали появляться бани общественные, где за определенную плату мог попариться каждый желающий. Наиболее знаменитыми русскими банями с полным правом можно назвать Сандуновские бани, основанные 1808 году и функционирующие по сей день.

Русские банные традиции и обычаи

Баню на Руси традиционно было принято топить по субботам, по этой причине субботу называли банным днем. В домашних банях парились совместно всей семьей: женщины парились вместе с мужчинами, и это не считалось чем-то предосудительным. Основное отличие общественных бань заключалось в том, что мужчины занимали одну половину помещения, а женщины другую. Разделение бань на женские и мужские началось с 1743 года, именно тогда специальным указом мужчинам старше 7 лет было запрещено входить в женскую баню, а женщинам — в мужскую.

(Банька топится по-черному)

В русской культуре баня имеет большое значение, на протяжении веков она была тесно сопряжена со многими другими традициями и обычаями. Так, например, баню было принято посещать накануне венчания, а также на следующий день после свадьбы. Русская баня играла важную роль в народной медицине, она считалась надежным, а часто и единственным средством против многих хворей и недугов. В связи с этим на Руси бытовала общеизвестная поговорка: “Помылся — будто заново родился!” В старинные времена даже считалось, что если больному не помогла парилка, то ему вряд ли помогут другие методы врачевания.

Традиционная русская баня

В старину русская баня представляла собой образец минимализма и эргономичности. Если говорить о частных банях, то обычно это был деревянный сруб с одним небольшим окошком, расположенным под самым потолком. Зазоры и щели между бревнами конопатили мхом и древесной смолой: таким образом достигалась относительная герметичность и теплоизоляция помещения. Угол бани занимала большая печь-каменка, которая и была главным элементом интерьера парилки. Сверху на печи были сложены камни, позволяющие дольше удерживать нужный уровень температуры.

(Банька часто топящаяся по черному внутри)

В помещении бани обязательно стояла бочка или чан, наполненные водой. После того как камни накалялись, огонь в печи тушили, а раскаленные камни начинали поливать водой, используя для этого специальные деревянные ковши. Вдоль одной из стен бани на разной высоте были расположены несколько полок, выбирая одну из которых можно было варьировать желаемую температуру воздуха. На верхней полке решались париться только самые опытные и выносливые парильщики, так как температура под потолком могла достигать 100 ˚С.

Баню обычно строили неподалеку от водоемов, после парилки люди нагишом выбегали наружу и бросались в воду, наиболее ощутимый эффект при этом достигался в зимний период благодаря большей разнице температур. Если возможности поставить баню рядом с естественным водоемом не было, то купание заменяли обливанием холодной водой из колодца. Первые русские бани строились исключительно из бревен, причем каждый сорт дерева источал особый аромат, придававший банным процедурам особую прелесть.

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Читайте также:  Бизнес-план бани или проект общественной сауны

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Традиции русской бани

Традиции русской бани

Походы в баню для русского человека давно стали своеобразным ритуалом очищения не только физического, но и духовного. Достаточно вспомнить пословицу «Коли б не баня, все бы мы пропали», чтобы понять, какое важное место в жизни русского человека она занимала. Баня еще на Древней Руси была не просто помещением для мытья, ее наделили мистическими свойствами. По поверьям в ней даже был свой хозяин. Многие традиции сопровождали процесс мытья, превращая его в настоящий обряд со своими законами и правилами: одни сумели дожить до наших дней, а о других совсем забыли. Поговорим о некоторых из них более подробно.

Традиции русской бани: царское парение

Давно забытая традиция, от которой веет русским колоритом. Хотя на первый взгляд сено ассоциируется с глубинкой и простым крестьянским людом, парение на сене практиковали в основном в царских банях и банях для знати. Принцип проведения процедур достаточно прост. Голые доски в бане, к которым мы так привыкли, покрывали свежим, душистым сеном. Обычно такое парение проводили весной, когда травы особенно вкусно пахли.

Сено одновременно смягчало места для сидения и лежания и производило эффект, который сейчас принято называть ароматерапией. Под воздействием пара травы увлажняются и начинают сильнее источать приятный запах. При этом важно, чтобы трава была свежей, мягкой и скошенной вручную. Места лучше выбирать, где представлено все весеннее разноцветье: клевер, полынь, зверобой, чебрец и крапива.

«Толковый совет: для большего эффекта можно использовать на обычный березовый или дубовый веник, а веник из сушеных целебных трав.»

Холодная вода, как способ очищения

Традиция споласкивать тело холодной водой после бани особенно в зимний период пугает многих иностранцев, но не русских. Корнями этот обычай уходит в поверья языческих племен, населявших Древнюю Русь. Баня у них считалась местом нечистым, несмотря на свою основную функцию. Ее строили на удалении от дома и других хозяйственных построек.

Купель с холодной водой на улице

Считалось, что в баню могут заглядывать «на огонек» нечистые духи, которые с легкостью проклянут или нашлют хворь на человека, ведь это уникальное место встречи трех стихий: воды, огня и воздуха. Именно поэтому ополаскивание холодной водой практиковалось в качестве процедуры очищения после парения в бане. Поверья ушли в прошлое, а традиция живет до сих пор и считается профилактикой закаливания организма.

«Толковый совет: для тех, кто боится холода или не уверен, что его организм выдержит подобные нагрузки, будет вполне достаточно простого умывания после бани. Можно дать организму немного остыть в предбаннике перед купанием, тем самым снизив эффект от резкого перепада температур.»

Банные смотрины и девичник с вениками

На Руси придирчивые свекрови обязательно предлагали будущей невестке попариться в бане. Именно так мать, «заглядывала в душу» избраннице своего сына. Этот способ отлично показывал выносливость девушки и помогал найти недостатки, которые та могла успешно прятать под одеждой ранее. Банными смотринами предсвадебная подготовка не ограничивалась.

Девичники на современный лад устраивались именно в бане. Невеста со своими подружками прощалась со свободной жизнью и одновременно совершала процедуру очищения перед вступлением в брак. После завершения брачных обрядов молодые тоже отправлялись вместе в баню и только после этого вкушали традиционное угощение второго дня, которое накануне сваха заботливо зашивала в скатерть. Поход в баню считался залогом счастливой семейной жизни.

Заключение

Это только небольшой список банных традиций. По поверьям перед выходом из бани обязательно нужно было угощать домовичка, который там жил, чтобы он не пакостил. Более трех в раз в баню заходить нельзя было, ведь на четвертый раз там парился банник. Гадания проводились только в этом помещении, там не было икон, поэтому и совершать такие богопротивные обряды дозволялось.

Топили баню исключительно березовыми дровами, ведь именно этот вид дерева обладал магическими свойствами и помогал очиститься не только от грязи, но и от сглаза и наговоренных хворей. Именно по этой причине и веники делались в основном из березовых веток. Банным днем была избрана суббота. Этот день одновременно был первым выходным после трудовой недели и кануном посещения церкви в воскресенье. На Руси в бане парились всегда не спеша, максимально растягивая процесс. Парение оздоравливало не только тело, но и душу, помогая расслабиться и забыть о ежедневных заботах.

Читайте также:  Ремонт бани своими руками: учимся азам своевременной профилактики проблем

История и традиции русской бани

О банных традициях на Руси и не только.

Ох, как хорошо зимой попариться в жарко натопленной бане! Да на мороз потом снежочком растереться! Очищается и тело, и душа, мысли разворачиваются в сторону радости и обновления! Все-таки знали наши предки толк и в отдыхе, и в очищающих процедурах!

Информация о русской бане встречается в письменных источниках примерно с ХI века. Тогда ее называли по-разному: мовница, мыльня, мыленка. А в повести временных лет речь идет о славянской бане. Получается, что русской бане уже однозначно больше 10 веков, однако точную дату ее возникновения никто не назовет, как и ее истоки. По одной версии, баня – это исключительно славянское изобретение, по другой – что ее к нам завезли спартанцы или арабы. А еще есть мнения о влиянии восточных традиционных омовений, которые уже потом преобразовались в русскую баню.

Впрочем, первые описания процедур, похожих на банные, встречаются у Геродота, который доказывал, что ими пользовались еще древние скифы задолго до славян (это примерно V-I века до нашей эры). Из его описаний следует, что скифы сооружали шалаш, покрывая жерди войлоком и тщательно скрепляя их между собой. Внутрь этого шалаша заносили металлический чан с раскаленными на огне камнями и первым делом кидали на эти камни семена конопли. Предварительно на камнях могла также растирать кусочки хвои, кипариса, кедра и других пахучих растений. Иногда смесью этих трав с водой растирали тело, не только отмывая грязь, но и придавая ему приятный аромат. Естественно, находясь в таком шалаше, люди сильно потели, вдыхали пряный аромат, отдыхали и оздоравливались, и это действительно очень похоже на уже привычную нам баню. А металлический чан с раскаленными камнями можно смело назвать первым подобием банной печи.

В более поздние времена описания русской бани встречаются практически у каждого пишущего. Подробно рассказывают о бане иностранцы, которые воспринимали баню как традиционную русскую экзотику.

Например, в ХVII веке немецкий ученый Адамус Алеариус (Олеарий) с большим изумлением рассказывал, что «нет в России города или деревни, в которой нет настоящей русской бани!». Особенно поразило его, русские способны выдерживать высокие температуры, усиливая жар горячими березовыми вениками. Сам Олеарий такого вынести не смог. А чтобы после этого растирать свое тело снегом – и вовсе речи быть не может! А у русских это практически неизменная банная традиция.

Отдельно в своих рассказах Олеарий отмечает, что был потрясен порядками общественной бани в Астрахани, где мужчины и женщины спокойно парились нагишом в одном помещении, лишь изредка прикрываясь вениками. Впрочем, так тогда парились не только в Астрахани: русская баня очень долго не делилась на мужскую и женскую. В общественных банях парились все вместе вплоть до специального указа Екатерины II, которая приказала строить отдельное помещение при бане для женщин, куда было запрещено входить любому представителю мужского пола старше 7 лет.

Во времена Петра I при возведении Санкт-Петербурга было разрешено строить бани практически везде, ничем себя не ограничивая. Более того, бани освобождали от налогов, а их посещение было максимально доступным, чтобы даже самые бедные жители города могли позволить себе сохранять пристойный вид и хоть как-то поддерживать свое здоровье. Кстати, спиртные напитки в банях были строжайше запрещены.

Интересно, что практически в любом месте русская баня была построена почти одинаково, будь то дом зажиточного горожанина или бедного крестьянина. Сама культура посещения бани не предполагает какой бы то ни было роскоши. Голые люди все одинаковы, и польза бани одинакова и для бедных, и для богатых. Разница была лишь в типе банной постройки. Тогда существовало несколько разновидностей бань, выделяют основные 3: «черная» баня (иначе – курна), «белая» баня и баня в печке (она же – лазня или влазня). Впрочем, все эти виды бань существуют и сегодня, хотя, конечно, наибольшее распространение получила «белая» баня, ведь сейчас выводить дым из помещения стало намного проще благодаря специальным печам для бани, в которых уже все продумано.

Русская баня в ее современном виде, который все-таки не сильно отличается от традиционного, позволяет не только очищать тело и закалять здоровье, но и естественным образам передавать обычаи и верования предков, сохраняя тем самым традиционную русскую культуру. Баня никогда не была просто местом для умывания. Речь не только о сакральных смыслах очищения, которые даже необязательно знать, чтобы соблюдать, сегодня банные процедуры представляют собой возможность приятно провести время в компании близких и друзей. А для большего удобства и безопасности банные печи постоянно улучшаются, и у новых печей для русской бани уже есть заметные преимущества. Например, дверцы топки у многих печей изготовлены из жаропрочного стекла, что создает дополнительный уют в помещении. Печь становится камином, и можно с удовольствием наблюдать за игрой пламени, сидя в кресле с кружкой кваса после выхода из парной.

Существенные изменения произошли и в подаче пара. Теперь даже при использовании небольшой печи, благодаря специальным конструкторским решениям, можно быстро протопить баню и получить качественный пар. Закрытая каменка печей для русской бани позволяет создавать по-настоящему легкий пар, который уже по достоинству оценили тысячи любителей традиционной русской бани.

Процесс развития русской бани продолжается, впитывая в себя все новые и новые технологии, поэтому печи для русской бани также совершенствуются, видоизменяясь под новые запросы и пожелания ценителей банного отдыха.

Русские банные традиции: не злите Банника!

Посещение бани – многовековая русская традиция. Наши предки во все времена были исключительно чистоплотны. С глубокой Древности пользование парной являлось своего рода священнодействием, окруженным массой поверий и обязательных ритуалов.

Духом бани считался Банник (в разночтении – Банница), которого неизменно почитали. И не дай Бог его разгневать – мог запарить до смерти, «задушить» или нанести увечья.

Если же не вдаваться в суеверия, то баня – неиссякаемый источник сил, чистоты и здоровья. Она помогает держать тело в тонусе, прививает особую культуру и, безусловно, дарит невероятное наслаждение.

Не париться после полуночи

Даже пустая баня – не необитаемый остров. Она живет собственной жизнью, а управляет ею банный хозяин, Банник. Он обожает людей угодливых и внимательных. Например, уходя, принято оставлять «управителю» кусочек душистого мыла. А воду из кувшина выплёскивать нельзя. Духу ведь тоже требуется освежиться! И делает он это в аккурат с наступлением полуночи.

Если Вы все же решите прибрать после себя баньку, выкинуть обмылки и вылить неиспользованную воду, берегитесь гнева мстительного хозяина. Он легко «задушит» в следующий раз. «Поможет» угореть и вовсе не выйти более наружу.

Жены – потом!

Половая дискриминация на Руси существовало во все времена. И касалось это не только дел домашних, но и бани. То же можно сказать о посещении церкви. Женщинам не всегда позволялось туда ходить. Особенно в «критические» дни. Утрируя, можно сказать, что женский пол считали в некотором роде «нечистым». И что уж говорить об особом месте, где чистота – главная ценность?

Русичи считали, ежели баба войдет в баню прежде других, смытые ею хвори и грехи непременно перейдут на благоверного и прочих. Именно поэтому первыми всегда парились мужчины. И только потом – их жены.

Только две очереди и никакой третьей!

Как говорилось ранее, полночь – время Банника. Считается, что третья очередь («третий пар») – его любимая. Людям париться позволяется лишь в два захода – первый и второй пар. Если по какой-то причине очередность нарушается, хозяин впадает в гнев.

Однако каких-то явных и буйных действий от Банника не ждите. Он не будет неистовствовать, устраивать смерчи и прочие проявления потусторонней активности. Вовсе нет. Он станет действовать «деликатно» и нежно. Может кипяточек на Вас случайно пролить. Да так, что кожа лохмотьями сойдет. Может «придушить» малость или камешками раскаленными присыпать. Потому, коль не успели помыться, все равно не гневите дух. Чистота, конечно, – залог здоровья. Но она никак не дороже жизни.

Никакого спиртного!

Иной раз кажется, что хозяин парной – все же дама, Банница. И потому спиртного в своих владениях не выносит. Вы можете сколько угодно повышать градус, но только температурный. Предпочитающих употреблять горячительное в бане дух строго карает. На Руси бытовало поверье, что любителей спиртного Банница непременно накажет – сдерет шкуру и прибьет к потолку.

Этому суеверью, конечно, можно найти вполне логическое объяснение. Пьяный человек сам в состоянии «начудить» – ошпариться, отключиться, опрокинуть на себя угли и так далее. При этом, он будет клясться, что ни в чем не виноват. Якобы, все произошедшие беды – дело рук хозяйки. Однако легче от этого не станет, ожоги не заживут, и шрамы не исчезнут.

Нельзя плевать на камни

Ситуация, сходная с колодцем. Однако тут все куда проще. Плюнешь в раскаленные камни – Банник ответит тем же. Да так, что прослезишься. Хозяин не в пример обидчив, блюдет свое добро и карает всякого, кто неуважителен с ним.

Говорят, что у тех, кто грешит плеваться в бане, появляется герпес на губах. Сомнительная перспектива. Особенно, если этого можно легко избежать. Посему, поддайте пару и наслаждайтесь. А хозяйское добро – берегите и уважайте.

Персональные веники

Выбор веников для бани – особый процесс. Подготовка их самостоятельно – трепетное дело, требующее соблюдения ритуалов и аккуратности. Вязкой веников требуется заниматься только при полной Луне. Предварительно нужно хорошенько смотреть, откуда веточки берутся. Дерево должно быть одного ствола (Боже упаси, чтоб не двух!), свежим, живым и не горелым. При сломе каждой ветки следует просить прощения у донорского растения.

Однозначно нельзя «донашивать» веник, если им мылся кто-то перед Вами. Принято считать, что такое мытьё привлекает чужие болезни, хлопоты и неудачи, от которых как раз издревле избавлялись в бане. Потому только собственный веник! Так и пар будет легким, и здоровья добавится, и проблемы смоются. Проверено столетиями!

Соблюдайте строго «банный день»!

Посещение бани имеет собственные «календарные» правила. Париться можно исключительно по определенным дням. Например, в понедельник это строго запрещено. Именно в этот день в парной вальяжничает сам хозяин. И компаньоны ему, естественно, не нужны.

Наилучшими днями для визита в баню традиционно считаются суббота и четверг. Если не мыслите жизни без этого священнодействия, отправляйтесь мыться во вторник. По этим дням Банник Вас не тронет. Более того, он внимательно присмотрит за прочими сущностями, всегда готовыми досаждать обнаженному человеку.

Не злите хозяина ни словом, ни делом. Соблюдайте несложные правила. Так Вы обретете надежного союзника и заступника. А посещение бани станет не только приятным, но и исключительно полезным.

Ссылка на основную публикацию