Баня по-черному своими руками: особенности постройки

Потолок срубовой бани по черному

Потолок в бревенчатой бане «по чёрному» выполняется в четверть. В последнем венце сруба (верхнем) пр опиливается паз и на него набирают потолок, Стыки между плахами заделывают глиной смешанной с опилками. Вроде 21 век, а такая смешная технология. Нет эта технология не смешная, а самая правильная. После заделки стыков таким раствором , потолок бани будет герметичнее подлодки.

Современный утеплитель ( мин вата, или с базальтовой крошкой) не выдерживают такой температуры, которая создаётся в срубовой бане «по чёрному». Для устройства потолка подойдет доска от 50 мм, четвертинки бревна(плахи) Потолок должен быть «толстым». Желательно сделать его из древесины лиственных пород, которые не смолят. В противном случае под действием высокой температуры с потолка может начать капать смола.

Это не очень страшно, потому как после 10–15 раз использования бани смола застынет. Если все-таки используется сосна (тесаное бревно), то она должна быть не свежесрубленной, а высушенной до 6–10% влажности. Доски или брус укладываются на стены плотно друг к другу, само резами не прикручиваются и ни в коем случае не прибиваются гвоздями, просто опираются своими краями на стены. Доски (брус) от нагрева все равно усохнут, между ними появятся щели, которые со временем можно будет устранить, сдвинув доски и добавив еще одну. На потолочные доски можно постелить слой фольги (в целях тепло­ и пароизоляции). Следует использовать фольгу без бумажной основы толщиной 0,2–0,5 мк.

Оптимально — в 40-50 см от пола (если парятся и моются в самой парной). Окно должно быть ориентировано на солнечную сторону(тогда у потока света будет четкая направленность.В бане «по-черному» всегда делались невысокие двери — до 1,6 м (при ширине 70–80 см).

Березовое полено печи по колено


Как уже упоминалось выше, березовые дрова одни из лучших для топки печи такой бани. Они же лучшие и для ее растопки, особенно сухая береста. Непосредственно в печь идет 4-5 порций дров. Первая для розжига, вторая для разгона и последующие для выхода всего помещения на необходимый температурный режим.

Сразу скажем, что при протопке сухими дровами лиственных пород образуется небольшое количество сажи, которую потом придется смывать. Обычно обильный дым образуется при сжигании первых двух порций топлива. Далее, по мере прогревания каменной закладки увеличивается тяга и циркуляция дыма, да и сам дым не такой густой и обильный.

Словечко от Бывалого! Ни в коем случае нельзя париться при горящем очаге. Более того. По всем правилам и традициям, после протопки бани обязательно необходимо выгрести золу из печи. Это гарантирует нормальную дегазацию и освобождение помещения от угарного газа. После отстаивания парного помещения и освобождения его от дыма окончательно выдавливают вредную атмосферу наружу путем плескания ковшика воды на каменку. Образовавшийся пар свяжет и вынесет остатки дыма и пыли на улицу.

Не стоит забывать, что помимо дыма в отоплении помещения важную роль играет излучение инфракрасного спектра, которое исходит от нагретых камней. Тут также необходимо отметить одну важную особенность, которую обеспечивает баня по — черному, это закопченные стены и потолок.

Как известно из курса физики именно черная поверхность прекрасно улавливает и удерживает энергию инфракрасного излучения. Даже в старые времена подмечали, что старая баня с потемневшим деревом внутри лучше аккумулирует тепло, нежели свежесрубленная, дерево которой потемнеть еще не успело.

Копоть правда доставляет некоторые хлопоты, в плане того что необходимо после окончания протопки проскрести полки и лавки тряпкой с мелким песком, а потом смыть все водой. Справедливости ради скажем, что сильно закапчивается верхняя треть внутреннего объема, нижние же зоны подвержены закопчению куда в меньшей степени.

Баня по — черному польза, которой известна уже не одно столетие обусловлена влиянием следующих факторов:

  • За счет аккумуляции фитонцидов в атмосфере и поверхностях внутреннего помещения такая баня имеет отличные способности по профилактике и лечению различного рода инфекционных заболеваний. Как внутренних, так и наружных. Недаром в старые времена деревенские бабки-повитухи использовали бани в качестве родильных отделений. И недаром, атмосфера бани так активно подавляли болезнетворные микроорганизмы, что делали помещение достаточно стерильным;
  • Что такое баня по — черному для банного гурмана. Настоящие знатоки банного искусства ставят во главу угла «банный дух» настоящий аромат распаренного, поддернутого дымком дерева. Да это просто праздник какой то. И души и тела;
  • Бани такого типа очень рационально распределяют тепло, сбалансирована накапливая его и также сбалансировано отдавая.

Важно! Для качественной конвекции тепла от печи-каменки во внутренний объем помещения не рекомендуется вмазывать емкость для воды непосредственно в тело печи. Традиционная печь для бани по — черному имеет котел для воды, который подвешен на цепях над очагом.



Как уже упоминалось выше, березовые дрова одни из лучших для топки печи такой бани. Они же лучшие и для ее растопки, особенно сухая береста. Непосредственно в печь идет 4-5 порций дров. Первая для розжига, вторая для разгона и последующие для выхода всего помещения на необходимый температурный режим.

Баня по-черному: особенности, характеристики, монтаж печи

Славная традиция нашего народа, пришедшая из глуби веков, жива и сегодня. Это русская баня, которая топится «по-черному». Мы хотим рассказать об особенностях этого способа принятия банных процедур, а также о том, как построить печь для бани по-черному своими руками.

Традиционная русская баня в процессе топки.


Традиционная русская баня в процессе топки.

Баня по-черному: особенности, характеристики, монтаж печи

Славная традиция нашего народа, пришедшая из глуби веков, жива и сегодня. Это русская баня, которая топится «по-черному». Мы хотим рассказать об особенностях этого способа принятия банных процедур, а также о том, как построить печь для бани по-черному своими руками.

Традиционная русская баня в процессе топки.


В парной ставят печь с открытым очагом без дымохода, а топка печи накрыта решеткой, на которой уложены камни. Языки пламени и дым, проходя сквозь каменную насыпь, нагревают ее достаточно сильно. Вес камней составляет 50 кг и более, так что накопленного тепла хватает на несколько сеансов парения.

Что такое традиционная баня по-чёрному

Традиционная русская банька – это пятистенок с парой маленьких окошек. Внутри сруба расположена печка, сложенная из камней. Самыми хорошими для этой цели считаются вулканические породы, такие, как кварциты или жадеиты.

Самым «роскошным» камнем, редким и идеально подходящим для бани считается малиновый кварцит

Печку ставили ближе к двери, чтобы в процессе растопки можно было быстро выйти из помещения. Очаг печи располагался прямо на земле. Камни нагревались от огня и долго сохраняли тепло. Такое расположение удобно ещё и тем, что легко подкидывать дрова и слегка приоткрывать дверь, чтобы дым выходил наружу.

Во всём остальном баня по-чёрному имеет традиционное обустройство: дощатый пол со щелями для стока воды, лавки и высокие полки для парения.

Для сохранения тепла двери в помещение традиционно низкие, заходить нужно «кланяясь». А порог – высокий, чтобы не дуло по ногам

К сведению! Для растопки бани по-чёрному используют берёзовые дрова. Они не только ароматно пахнут дёгтем, но и выделяют в воздух дезинфицирующие формальдегиды.

Современные баньки мало чем отличаются от тех, что использовались ещё тысячу лет назад. Наверно просто потому, что в этом совершенном процессе трудно придумать что-то кардинально новое.

Современная баня по-черному – что изменилось

Фото русской бани по-черному в различных вариантах представлены сегодня в интернете. Посмотрев их, можно понять – мало что изменилось. Само помещение деревянное, маленькое, чаще заземленное, с небольшими окнами, низкой дверью и высоким порогом.

Внутреннее устройство тоже традиционное – печь-каменка, полок и лавки, бочки и кадушки, ничего лишнего. Но время идет, все меняется. Какие-то новшества, хоть и небольшие, затронули и устройство бани по-черному.

Фото с сайта Ижевск Онлайн

  • Предбанник стал неотъемлемой частью бани. Появление этого небольшого помещения было вызвано практической необходимостью. Нужно было где-то переодеваться, оставлять вещи, чтобы они оставались теплыми осенью и зимой, хранить дрова для печи.
  • Очаг каменки со временем начали оборудовать заслонкой или дверцей – в целях безопасности, чтобы случайно не вывалился уголек. Валуны, которые клали сверху печи, стали обмазывать глиной, для более крепкого соединения.
  • Горячие камни прекратили класть кузнечными щипцами в чаны с водой, чтобы ее нагреть. Чугунный бак стали подвешивать прямо над печью.
  • Раньше бревна с внешней стороны утепляли мхом, сейчас современным строительным материалом – эковатой. Она представляет собой переработанную макулатуру, пропитанную бурой и борной кислотами. Эти компоненты защищают деревянный сруб от появления грибка, плесени, гниения и грызунов.

С учетом этих изменений и строят сейчас бани по-черному по-современному.


Со временем предбанник превратился в настоящую комнату с дверью, окнами и деревянным полом. В предбанниках ставились лавки для одежды. Также в предбанник стали выводить торцы печей для обогрева помещения.

Русская баня и история ее происхождения

Я думаю, что каждому живущему человеку на территории России очень интересно будет послушать историю русской бани. Ведь мы ходим в неё, но не знаем, откуда эта традиция пришла, кто к нам её принёс. В данной статье мы попытаемся вам об этом рассказать.

Общественные бани на реке Неглинной в 17 веке – Апполинарий Васнецов. 1917 год. Как видно, здесь представлена баня по чёрному, дым идёт из всех щелей

Читайте также:  Общественная баня: проект и правила пользования

Русская баня взяла свое начало с очень давних времен. Еще сам Геродот повествовал, о том, что скифы, проживавшие на Украине, пользовались баней. Они устанавливали три палки наклоненные друг к другу, и обволакивали эту «постройку» войлоком. Потом, устанавливали посреди образовавшегося «помещения» чан и бросали в него раскаленные камни. Забравшись в эту баню, они бросали в чан конопляное семя, от чего поднимался сильный жар.

У всех народов баня считалась местом особенным, священным. Поговорка о том, что после мытья в бане словно заново родился, берет начало с давних – давних времен. Ниже рассмотрим, какие народы и страны начинали вводить в свою культуру баню.

Отдельные племена Америки пользуются «древней» баней и по сей день. То есть, строился конусообразный шалаш, посредине которого выкапывалось небольшое углубление. В эту ямку клали раскаленные на костре камни и брызгали на них водой. Сейчас этим способом пользуются туристы, экспедиторы, геологи и прочие.

Прокопий Кесарийский, историк, живший в 5 веке нашей эры, писал о том, что баня была неотъемлемой частью жизни древних славян. В банях они отмечали все торжества, омывали ребенка, что только появился на свет, и таким же образом провожали покойника в мир иной. В то время баня «строилась» примерно так: в углу (в доме) сооружали очаг из камней, а где то веху открывали окно для выхода дыма, там же стояла емкость с водой, которой обрызгивали раскаленные камни. Каждый человек брал в руки веник и размахивая им по сторонам притягивал к себе жар. Таким образом, люди очищали свое тело и душу. Баня это совокупность четырех стихий (как считали предки) – огня, воды, земли и воздуха. Человек, который попарился в бане, становился сильнее и здоровее. Бытовало даже мнение, о том, что если больной не вылечился после бани, то ему уже ничего не поможет. В восточнославянских мифах упоминается о том, что баней пользовались сами Боги.

В России парную баню в 5 веке называли мыльней или влазней. Уже в то время люди пользовались этой благодатью. Независимо от того богат человек или беден, он мог себе позволить очистится в бане. Баня была утешением от проблем, сглазов и невзгод. Немного позже приглашать человека в баню стало основой гостеприимства. Для начала гостя звали «очистится» и лишь потом угощали напитками и едой.

Нестор Летописец, у которого впервые упоминается о бане

Впервые о бане можно было прочесть в описях гениального человека монаха Нестора Летописца. Его «Повесть временных лет» говорит о том, что баня впервые была упомянута в 1 веке нашей эры. Произошло это, когда Святой Апостол Андрей, после проповедования евангельского учения в Киеве, отправился в Новгород, его глазам предстало «настоящее чудо». Люди заходили в баню нагими и «нагревались» там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками. Этот обряд происходил ежедневно. Для Святого Апостола Андрея это было дикостью, он это комментировал так «люди радостно мучают сами себя». Также, исходя из описания Нестора, можно узнать о том, что в 906 году между Русью и Византией был заключен договор, речь в котором шла…о бане. Там было указано, что по приезду византийских купцов их должны напоить, накормить и разрешать парится в бане, сколько им будет угодно. Есть интересный факт, произошедший в 945 году. После смерти князя Игоря княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам, и когда древлянские послы прибыли на переговоры с княгиней, она приказала растопить для них баню. Ничего не подозревавшие послы спокойно мылись с дороги, когда слуги Ольги закрыли их снаружи и они заживо сгорели.

Первые бани строились исключительно из бревен, а вот в 1090 году в городе Переславле была построена кирпичная баня.

В то время приезжие из других стран (немцы, французы) попробовав на «своей шкуре» что такое русская баня начали отстраивать такие же и в своих странах. Но эти бани очень отличались от настоящих русских. Мало кто из путешественников мог выдержать столь высокую температуру (в некоторых банях она могла достигать до 100 градусов), и они не могли представить, как русские люди принимают настолько горячие воздушные массы. Умные иностранные эскулапы знали, что парится в бане очень полезно, как потогонное средство для организма, но так как парятся русские не то что не полезно, но даже опасно. Они утверждали, что мозговые и мышечные такни от этого расслабляются и хуже функционируют, а для женской кожи и молодости было крайне пагубно. Но даже иностранцы знали, что у русских есть такой день – «банный», это был субботний день, в который было принято парится.

Те, у кого не было бани, могли парится прямо в печи. Они дочиста выметали пол, устилали его соломой, и как говорили по этому поводу иностранцы – «парились так, что из них дух вон вылетал». Но тем не менее, эти способом пользуются и по сей день хоть и редко.

В то время, пользуясь целебными методиками Гиппократа русские целители (прознав, о пользе бани) начали помогать хворям людей. В уставе Князя Красное Солнышко (так в народе именовали Владимира) имелись бани для «немогущих». Это были первые на Руси, своего рода лечебницы. Вначале 12 века, проживала на Руси внучка Владимира Мономаха, известная целительница и врачевательница Евпраксия. Она, можно сказать, проповедовала посещение бани. Уже в 15-летнем возрасте она была посватана за цареградского царевича и переехала к нему жить. Быстро изучив греческий язык, Евпраксия прочла древние рецепты могучих целителей – Гиппократа, Асклепиада и Галена. Став, со временем, врачевательницей, благодаря большому количеству изученных рецептов, она проповедовала личную гигиену. О банях Евпраксия говорила, что они укрепляют тело и дух человека.

История русской бани связывает с собой много интересных событий, которые, как историю, не мешало бы знать современникам.

Не зависимо от того, кто это был царь или простолюдин, но обычай «блуждавший» в то время соблюдать должны были все. После проведенной ночи вдвоем люди обязательно утром должны были пойти в баню, после чего откланяться перед образами. Набожные люди боялись ходить в церковь даже через несколько дней после проведенной совместно ночи. Такие люди поддавались легким насмешкам и шуточкам (ведь довольно странно, когда несколько человек стоит перед церковью, а не заходит во внутрь). До начала 18 века исключительно все проходили следующий обряд. Перед свадьбой жених обязательно должен был попарится в бане, а после ночи супруги отправлялись туда вместе. Мать невесты, накануне свадьбы, пекла хлеб, который назывался «банник», таким образом, благословляя молодых на счастливую жизнь. Этот хлеб, две жареные птицы (чаще всего курицы) и два столовых набора она заворачивала в скатерть, зашивала и отдавала свахе. Это делалось для того, чтобы после выхода молодых из бани сваха угощала их этим благословенным обедом. Люди свято верили, что баня смоет все их грехи.

Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, что касается совсем бедных, то для них существовали общие бани.

Баня – это было то место, без которого, себя не представлял ни один русский человек. Она дарила спокойствие, удовольствие, расслабление, лечила болезни, омолаживала душу. Это был обряд, которого не могли не додерживаться. Перед вхождением в саму баню человеку давали редьку, а на случай жажды в предбаннике всегда стоял прохладный квас. Очень важную роль играли мята и другие ароматные травы. Мяту клали в квас, лавки покрывались мятой, домиником и прочими благоухающими травами. Веники использовали в основном березовые.

После того, как русская баня стала присуща фактически в любой стране, разные народы вносили в нее свои коррективы. Вот к примеру, ислам сопоставлял очищение в бане к религиозным помыслам, исключительно так.

Сейчас достоверно никто не может сказать откуда русская баня взяла свое начало. Одни говорят спартанцами завезена, другие думают что арабами, но ведь вполне вероятно, что русская баня была придумана славянами. Почему бы и нет? Это предположение подтверждает несколько интересных моментов. Так как мылись в банях русские, не мылся еще никто, то есть у предков был свой «стиль» в этом деле. Тот факт, как иностранцы расхваливали русское достояние и то, что только после созерцания ее на Руси начали строить такие же и у себя. Кто знает, быть может праотцы славяне и правда являются зачинателями этого прекрасного обряда.

В общем то баню мог построить любой человек имеющий на это землю. А в средине 17 века был даже выдан указ о том, на каком расстоянии от жилого дома должна быть построена баня. Сделано это было, исключительно для безопасности. В домашних банях и женщины и мужчины мылись вместе, безо всякого на то стеснения, а вот общие были разделены на мужскую и женскую половины. И лишь с 1734 года поступил запрет на вхождения мужчин в женскую, а женщин в мужскую бани.

В 1733 году было выдано разрешение на постройку лечебных бань. В них запрещалось держать спиртные напитки. Как правило, такие бани строились из бревен. Искусство постройки передавалось из поколения в поколение, при этом люди не пользовались никакими чертежами или графиками. Очень важно и скрупулезно предки подходили к вопросу о том, где разместить строение. Это было не менее важно, чем установления места под строительство церкви. В русской бане не было комнат с разной температурой, как в римских тернах, но у них была комната с разными по высоте лавами, то есть чем выше, тем жарче.

Читайте также:  Русская баня: история и традиции

Во времена Петра I в Петербурге проживал камер-юнкер Берхольц, который в своих записках о России описывал всю прелесть русской бани и степень обслуживания в них. Русские женщины знали, как правильно сделать нужную температуру, насколько сильно «отбыть» веником, и в какой момент окатить холодной водой.

Петр 1 не представлял жизни без русской бани

Петр I жил тогда жизнью простого плотника, и у него как и у остальных русских людей была баня, без которой жизни он своей не представлял. Именно он, вследствие, стал первым организатором лечебных курортов в России, построенных на базе бани. Посетив множество заграничных курортов – водолечебниц Петр I приказал отыскать и в России эти целебные воды. Так, были впервые открыты «марциальные воды». Название такое они понесли благодаря тому, что вода оказалась железистой, а потому и назвали в честь бога войны – Марса. Петр I поспособствовал тому, что русские бани стали более распространенными в Западной Европе. Он приказал построить в Париже и Амстердаме бани для своих солдат. А после битвы с Наполеоном, бани были сооружены во всех освобожденных странах.

Русская баня – история ее довольно таки интересна, и она начинает немного меняться с приходом ко власти Петра I. В то время начинается «мода» и склонения к античной культуре. Начали возводить строения по типу римских домов. Копию римских терн соорудили в помещении Большого Дворца в Царском Селе.

Как можно узнать из источников русские бани любили посещать многие известные личности. Суворов устраивал для своих солдат «омывание» в каком бы городе они ни были (главное, чтобы там была русская баня). Сам де генерал выдерживал очень сильный жар, после чего принимал на себя около 10 ведер холодной воды. Часто приезжал Денис Давыдов, а также певица и актриса Сандуна. Важным есть то, что после приезда певицы в ее честь назвали вид бань «сандуновские бани». Отличались от остальных они буфетом и большим количеством напитков, вплоть до шампанского.

На период 1874 в самом только Санкт-Петербурге насчитывалось около 312 бань. Все они снабжались невской водой. Эти бани делились на «торговые» и «нумерные». Посещение торговой бани стоило от 50 копеек до 10 рублей, что было довольно таки дорого, и позволить себе это мог не каждый. В «нумерных» банях цены были более умеренные, то есть сделанные для небогатых людей. Делились они на 3 класса: 1 класс – 15-40 копеек, 2 класс – 8-15 копеек, 3 класс – 3-5 копеек, что было, в общем, то доступно каждому.

Для того чтобы сделать процесс наиболее приятным для «души и тела» русские обставляли помещение бани различными атрибутами. Но все же, каждая семейная баня отличалась друг от друга своим дизайном, температурным режимом и подходом к лечению болезней.

Видео об истроии русской бани:



Русская баня взяла свое начало с очень давних времен. Еще сам Геродот повествовал, о том, что скифы, проживавшие на Украине, пользовались баней. Они устанавливали три палки наклоненные друг к другу, и обволакивали эту «постройку» войлоком. Потом, устанавливали посреди образовавшегося «помещения» чан и бросали в него раскаленные камни. Забравшись в эту баню, они бросали в чан конопляное семя, от чего поднимался сильный жар.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Русская баня: история и традиции

  1. История русской бани
  2. Температура и влажность в русской бане
  3. Правила парения

С древних времен русская баня была неотъемлемой частью наших традиций. По субботам, в конце рабочей недели на Руси все с удовольствием посещали баню. В ней не только очищается тело, но и мысли, после бани человек чувствует себя обновленным и отдохнувшим.

При князе Владимире Красное Солнышко появились, так называемые, «лечебницы» – бани для болеющих людей.

Зарождение русской бани

До сегодняшних дней не сохранилось точной информации относительно времени появления традиции париться в бане на Руси. Первые письменные упоминания об этом относятся к Х веку нашей эры, когда летописец Нестор в своем знаменитом труде «Повесть временных лет» рассказал о парной. В летописях он указывает: уже в первом веке нашей эры люди на Руси хорошо знали, что такое баня. В частности, он упоминает о визите святого апостола Андрея с проповедями в Новгород. И там его поразили парившиеся в бане русские люди, ставшие от пара красными, словно сварившиеся раки.

У историков нет единого мнения о том, является ли баня исконно нашим изобретением или славяне переняли традицию париться у северных племен либо скифов. Но многие ученые считают, что всё же баня была явлением, придуманным на русской земле. В период с X по XII столетия во многих летописях так или иначе упоминаются бани. Интересно, что в старинных записях парная имела различные названия:

  • мовня;
  • мовница;
  • мовь;
  • мыльня;
  • лазня.

Первые три слова, согласно словарю В. И. Даля – это производные от слова «мыть». Следующие, по разным источникам, означают отделение в бане и ступеньку или полок. Получается, ключевое значение этих названий связано с процессом мытья тела, что доказывает большое внимание русских людей к личной гигиене. Известно, что частные бани имелись едва ли не в каждом доме в деревнях. Как правило, топили их один раз в неделю, чтобы помыться всей семьей. Традиционно банным днем считалась суббота, хотя в некоторых регионах это был четверг.

Читайте также:  Летняя кухня с баней: проект своими руками

Уже в середине XVII столетия государство начало регулировать вопросы, связанные с русской баней. Например, в 1649 году был издан официальный указ, касавшийся норм ее строительства. В нем речь шла о том, что иметь подобное сооружение могли все люди, у которых для этого было достаточно земли. При этом возводить бани допускалось лишь на огородах и подальше от жилых помещений. Это связано с высоким риском пожаров в те времена. Нередки были случаи, когда из-за ошибок в растапливании печки в бане деревянная постройка вспыхивала. Если ее строили рядом с домами, это могло грозить масштабным пожаром, который распространился бы на всю деревню.

Банные процедуры не мыслились русскими людьми без использования специального мыла, которое готовили в домашних условиях. Его варили из льняного растительного масла и животного сала: говяжьего, свиного или бараньего. А для царских особ и высокопоставленных лиц с 1630 года Аптекарский приказ (официальный орган, в ведении которого были все больницы и частные аптекари) разработал специальный мыльный состав для лечения различных болезней.

В деревнях вместо мыла в бане часто использовали щелок, добытый из древесной золы. Причем с ним купали даже новорожденных младенцев. Для малышей использовали щелок, полученный из золы соломы, так как считали, что он нежнее древесного очищает кожу. Немного этого щелока разводили в теплой воде и в ней купали младенца. Малышей к бане приучали очень рано. Их легонько парили березовыми вениками. А чтобы не причинить вред ребенку, до банных процедур его кожу обильно смазывали дрожжами, затем заворачивали дитя в пеленку.


Уже в середине XVII столетия государство начало регулировать вопросы, связанные с русской баней. Например, в 1649 году был издан официальный указ, касавшийся норм ее строительства. В нем речь шла о том, что иметь подобное сооружение могли все люди, у которых для этого было достаточно земли. При этом возводить бани допускалось лишь на огородах и подальше от жилых помещений. Это связано с высоким риском пожаров в те времена. Нередки были случаи, когда из-за ошибок в растапливании печки в бане деревянная постройка вспыхивала. Если ее строили рядом с домами, это могло грозить масштабным пожаром, который распространился бы на всю деревню.

Традиции русской бани

Походы в баню для русского человека давно стали своеобразным ритуалом очищения не только физического, но и духовного. Достаточно вспомнить пословицу «Коли б не баня, все бы мы пропали», чтобы понять, какое важное место в жизни русского человека она занимала. Баня еще на Древней Руси была не просто помещением для мытья, ее наделили мистическими свойствами. По поверьям в ней даже был свой хозяин. Многие традиции сопровождали процесс мытья, превращая его в настоящий обряд со своими законами и правилами: одни сумели дожить до наших дней, а о других совсем забыли. Поговорим о некоторых из них более подробно.

«Толковый совет: для большего эффекта можно использовать на обычный березовый или дубовый веник, а веник из сушеных целебных трав.»

Белая баня — стабильность, означает качество

Своеобразный антагонист черной бани — баня, отапливаемая по белому. Как правило, сооружение более капитальное и куда более просторное. Есть предбанник, истопное отделение, да и сама печь, в некотором роде — произведение искусства. Печь каменка, в зависимости от типа печи и материала, из которого она изготовлена, выполняется глухой или наоборот проточной. Посещение такой бани стало своеобразным ритуалом. Наличие теплого и сухого предбанника просто обязывает к проведению целого ряда сопутствующих процедур. От массажа и обертывания медом до распития чая и целебных настоев.

Баня постепенно превратилась в своеобразный клуб и место проведения досуга. Более того, грамотно оборудованная с качественным паром, дровяным духом и уютной атмосферой стала классическим коммерческим продуктом — источником получения дохода. Апогеем коммерческого направления в среде, стали легендарные московские Сандуновские бани, название которых давно стало именем нарицательным.

Словечко от Бывалого! Необходимо сказать, что указанные породы древесины и не только, можно использовать, соизмеримо их свойствам. И для изготовления банной утвари и предметов банного обихода и прочего. В общем, плохих или бесполезных деревьев баня на Руси не знает.

Русская баня завоевала Европу

Широкому распространению традиции париться на Руси поспособствовал Петр Первый. Им был издан указ, который освобождал владельцев парной от уплаты пошлины. В период правления Петра великого в Москве и Петербурге появилось просто огромное количество общественных русских бань, где люди собирались для приятного времяпрепровождения. Они предназначались для Купцов, интеллигенции и знати. Сегодня в Москве сохранилась уникальная Сандуновская парная возрастом более двух столетий.

Иностранцы, посещавшие древнюю Русь, с изумлением отмечали, что русские привыкли часто мыться, что не присуще народам других стран. В реальности существовала традиция мыться каждую неделю в субботу. Но иностранцы, которые редко принимали водные процедуры, считали, что русские все время посещают парную. Известным немецким путешественником писалось, что в России нет ни одного населённого пункта, будь то большой город или маленькая деревушка, где нет бани.

В европейских странах обычай париться, начал возрождаться благодаря Петру Первому и его армии, наводившей ужас на французов тем, что солдаты парились в бане, после чего ныряли в прорубь, несмотря, что на улице стоял сильный мороз. А когда в 1718 году Пётр Первый отдал приказ построить на берегу роскошной реки Сены первую парную, парижане были просто в ужасе. А само строительство бани вызывало интерес зевак, которые приходили поглазеть на это чудо.

Иностранцы, посещавшие древнюю Русь, с изумлением отмечали, что русские привыкли часто мыться, что не присуще народам других стран. В реальности существовала традиция мыться каждую неделю в субботу. Но иностранцы, которые редко принимали водные процедуры, считали, что русские все время посещают парную. Известным немецким путешественником писалось, что в России нет ни одного населённого пункта, будь то большой город или маленькая деревушка, где нет бани.

Русская баня

Традиции русской бани имеют многовековую историю. Первые упоминания о ней встречаются в рукописных исторических документах датируемых первой половиной X века, однако в устном народном творчестве баня упоминалась еще в те далекие времена, когда письменности на Руси просто не существовало. Правда, тогда русскую баню было принято называть другими словами: мовь, мовня, влазня или мыльня. Само слово баня встречается в письменных источниках начиная с XI века.

Для наших предков баня являлась не просто способом поддержания личной гигиены и укрепления здоровья, древние славяне верили, что она способствует очищению не только тела, но и души. Банные процедуры использовали для избавления от сглаза, порчи, наговора и других напастей. Впрочем, в наши дни такая практика тоже не совсем забыта, проверенные веками способы восстановления душевного здоровья при помощи русской бани используются до сих пор.

Традиции русской бани имеют многовековую историю. Первые упоминания о ней встречаются в рукописных исторических документах датируемых первой половиной X века, однако в устном народном творчестве баня упоминалась еще в те далекие времена, когда письменности на Руси просто не существовало. Правда, тогда русскую баню было принято называть другими словами: мовь, мовня, влазня или мыльня. Само слово баня встречается в письменных источниках начиная с XI века.

Русская баня: история и традиции

Самые первые упоминания о русской бане относятся к временам язычества. Наши предки обожествляли чудотворную силу четырех стихий – воды, воздуха, огня и камня, поэтому парная была для них святым местом. Считалось, что если она не может вылечить болезнь, то на это не способен никто.

Мистическими свойствами наделяли и саму воду: горячая называлась «живой», а холодная – «мертвой». Их чередование убивало хвори и придавало организму сил.

Даже после внедрения христианства банные процедуры не запрещались. Обязательным был поход в баню перед замужеством, причем традиция касалась будущей невесты. Она парилась вместе с подружками, напевая грустные песни, и прощалась с оставленной беззаботной молодостью. Баня очищала не только тело, но и душу, смывая все ненужное. Сюда же в обязательном порядке зазывали дорогого гостя.

Банным днем считалась суббота. В общественные парилки ходили всем миром: женщины располагались на одной стороне помещения, мужчины – на другой. Указ, запрещающий совместные купания, вышел в 1743 году.

В Европе в это время регулярное мытье не одобрялось. Согласно строгим правилам католической церкви, полностью обнажаться даже для мытья было грешно. Поэтому среди местного населения часто возникали болезни, перераставшие в эпидемии. Запах грязного тела аристократия и знать перебивала духами. Антисанитария была бичом Европы вплоть до французского вторжения в Россию в 1812 году.

В Европе в это время регулярное мытье не одобрялось. Согласно строгим правилам католической церкви, полностью обнажаться даже для мытья было грешно. Поэтому среди местного населения часто возникали болезни, перераставшие в эпидемии. Запах грязного тела аристократия и знать перебивала духами. Антисанитария была бичом Европы вплоть до французского вторжения в Россию в 1812 году.

Ссылка на основную публикацию